Блог

Почему не все отличницы становятся успешными?

воспитание, установки, девочки, мальчики, родители, жизнь
Опубликовано: Ирина Лата, 6/08, 2015 в 12:08

Достижение успеха и мотивация в ней лежит в прошлом

Женщин часто недооценивают, им трудно добиться успеха и доказать, что они не менее компетентны, чем коллеги-мужчины. Однако умные и талантливые женщины редко подозревают, что одно из самых трудных препятствий находится в них самих. Мы оцениваем наши способности не только намного строже и жестче, но и совершенно иначе, чем это делают мужчины. Ответ на вопрос, почему же так происходит, лежит в нашем прошлом, считает психолог Хайди Грант Хэлворсон (Heidi Grant Halvorson), специалист по изучению мотивации и коммуникации.

Если вы успешны сегодня, скорее всего в средней школе вы были одной из лучших учениц. В 80-х годах психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) провела исследование, как способные девочки и мальчики справляются с новым и трудным материалом2.

Оказалось, когда девочки-отличницы сталкивались с особенно сложными заданиями, они быстро сдавались, и чем выше было их IQ, тем скорее они опускали руки. Мальчики, напротив, воспринимали новое как вызов и скорее были готовы удвоить усилия, чем сдаться.

Почему так происходило? Между способностями и предыдущими успехами ребят не было большой разницы. Разница была только в том, как они воспринимали трудности: девочки быстро начинали сомневаться в своих силах, теряли уверенность и в результате обучались менее эффективно.

Исследовали выяснили причину этого феномена: девочки считали свои способности врожденными и неизменными, тогда как мальчики верили в то, что смогут развить их через усилия и практику.

Почему существует такая разница в восприятии? Скорее всего, дело в обратной связи, которую мы получаем от родителей и учителей. Девочки рано учатся самоконтролю, лучше слушаются, поэтому их часто хвалят. Когда мы хорошо учимся, то нам говорят: «какая ты умная», «сообразительная», «хорошая ученица». Подобные похвалы внушают нам, что такие качества, как ум, сообразительность и доброта, либо заложены в нас от природы, либо их нет вообще.

Мальчики же доставляют массу хлопот и родителям, и учителям. Даже просто заставить их сидеть спокойно и быть внимательными требует от родителей колоссальных усилий. В результате мальчики получают гораздо больше обратной связи, подчеркивающей важность труда и стараний («Просто будь внимательнее, и ты сможешь все выучить», «больше старайся, и все сделаешь правильно»). Конечный результат: когда девочки сталкиваются с чем-то действительно сложным, они думают, что недостаточно «умные» или «хорошие», мальчики же воспринимают это как призыв быть внимательнее и прикладывать больше усилий.

Мы проносим эти установки через всю нашу жизнь. Способные ученицы вырастают в женщин, которые предъявляют к себе слишком высокие требования, преждевременно заключают, что у них недостаточно ресурсов для достижения успеха, и сдаются слишком рано.

Задайте себе несколько вопросов. Часто ли вы избегали трудностей, ставя перед собой цели, которые легко достичь? Есть ли на свете какое-нибудь дело, в котором вы, по вашему мнению, никогда не будете хороши? Существуют ли качества, которыми вы никогда не будете обладать? Если на все эти вопросы вы ответили «да», скорее всего, вы как раз одна из тех способных девочек, и вы убеждены, что ваши способности и качества неотъемлемы и неизменны. Однако это не так.

Мы можем меняться: становится умнее, развивать креативность, самоконтроль, обаяние, совершенствовать физическую форму. Когда дело доходит до овладения каким-либо навыком, наш опыт, усилия и упорство играют огромное значение. Так что настало время отбросить свои (ошибочные) убеждения и принять тот факт, что вы всегда можете стать лучше, и вернуть себе уверенность в борьбе с любыми трудностями.

Источник: www.psychologies.ru
Ирина Лата